Раздел: НАШИ УМЕЛЬЦЫ

ЕЕ ФАНТАЗИИ ПОЛЕТ И РУК ТВОРЕНЬЕ…

В этом году краеведческий музейный уголок Татаробашмаковской библиотеки пополнился новыми экспонатами — рукотворными шедеврами вышивки, и в музее расцвели цветы и запорхали птицы. Свои вышивки музею передала старейшая жительница Татарской Башмаковки, почетный житель села Баузия Исхакова. Сегодня наш рассказ об этом  человеке удивительно интересной судьбы.

Баузия Нажметдиновна родилась в Татарской Башмаковке в 1928 году в семье Нажметдина и Магы Салиевых. В 1941 году родился ее младший брат, Назымбек, а с первых дней Великой Отечественной войны отец ушел защищать Родину. В декабре того же года Нажметдин был ранен, долгое время лежал в госпитале, а в 1942 году вновь встал в строй. Он погиб под Сталинградом. Так и осталась мама Баузии солдаткой с двумя детьми. Все тогда жили под девизом “Все для фронта, все для Победы!”. В 1941, со своих тринадцати лет, Баузия Нажметдиновна начала работать на колхозных полях. Одновременно были организованы дежурства для охраны нефтяных резервуаров в поселке Ассадулаево. Немецкие самолеты долетали до Нефтебазы, бомбили. Дежурили по смене сутками, ходили с ружьем через плечо. В свободные вечера вязали для фронта варежки, стегали ватники. Но и в то тяжелое время находили возможность заняться творчеством, тянулись к культуре. В сельском клубе собиралась талантливая молодежь, а заведовал клубом Гадельбик Абдрахманов. Поставили музыкальную комедию на татарском языке “Беренче театр”, у Баузии была главная роль. Зрители были в восторге. Успех первого спектакля вдохновил молодых народных талантов на следующий. Через год кружковцы поставили музыкальную трагедию «Гульзада».  С юности Баузия увлеклась и вышивкой. “Еще в войну на Больших Исадах увидела скатерть, кажется, китайскую, с красивыми вышитыми цветами, и захотела тоже так научиться, — вспоминает Баузия Нажметдиновна. — Видела, как в селе многие женщины вышивали крестиком по нарисованной на бумаге схеме. А я рисунок для первой вышивки делала сама, по памяти, — розы, как на увиденной на базаре большой скатерти. Думала, как же я справлюсь, но поняла, что если очень нравится и очень хочется что-то сделать, это непременно получится!”.

В 1950 году Баузия вышла замуж за Хажитархана Исхакова, он был участником войны, орденоносцем. Мужа своего Баузия не знала до свадьбы, родители договорились, сосватали, а она должна была подчиниться. Хажитархан оказался очень работящим, хорошо знал плотницкое дело. А работал он на заводе им. Сталина начальником смены в пожарной охране. Супруги Исхаковы прошли вместе долгую и счастливую жизнь — 52 года, вырастили четверых сыновей — Гадельбика, Мухаряма, Камиля и Адахама.

После более чем 25-летней работы овощеводом в колхозе Баузия Нажметдиновна в 1967 году стала почтальоном. С огромной сумкой ходила по Башмаковке, поселку Стеклозавода, разносила почту, занималась подпиской. Руководство почты по инициативе Баузии Исхаковой, видя ее активную работу  по подписке жителей на газеты и журналы, приняло решение открыть почтовое отделение в поселке Стеклозавода. “Работала я по шесть дней в неделю, — вспоминает Баузия Нажметдинова. — Сколько было писем, а в праздничные дни еще и открыток! И подписки было много — газеты, журналы. Домой забирала всю корреспонденцию, сортировала вечером допоздна, чтобы утром разнести по адресатам в Башмаковке и всех наших поселках. Любила я свою работу — всегда с людьми. И люди меня очень уважали”. У Баузии Исхаковой хранятся благодарности из Москвы, из редакции газеты “Сельская жизнь” как лучшему распространителю печати на селе. Много раз она удостаивалась звания «Ударник коммунистического труда». На почте проработала 24 года. И всегда свободное время посвящала творчеству. Совершенствовала свое мастерство, осваивала разные виды вышивки — крестиком, гладью и самый сложный -  ришелье. Название вид вышивки “ришелье” берет именно от известного кардинала, который был большим любителем итальянской вышивки и часто носил одежду, украшенную этим ажурным кружевом. Эта вышивка отлично подходит для декорирования интерьера — прекрасно смотрится на скатертях, дорожках, салфеточках, занавесках, придает теплоту и уют любому дому, в чем можно убедиться по работам Баузии Нажметдиновны. “Особенно сложно в этой технике делать бриды, это такие мостики между крупными частями узора кружева. Их делают,  обвивая основную нить петельным швом, что требует особенной сноровки и опыта, — рассказывает Баузия Исхакова. — А вышивка гладью, в отличие от вышивки крестиком, в основе которой лежат схемы, дает большую свободу действий, ведь рисунок переносится вручную, с помощью копировальной бумаги. На ткани остаются лишь основные линии, остальное нужно додумывать в процессе вышивания”.

Не только в вышивке проявляла Баузия Нажметдиновна свои творческие способности. Выйдя на пенсию, она стала  заниматься в фольклорном ансамбле «Кызан», который создал Рифхат Асанов. В ансамбле Баузия пела народные татарские песни и свои собственные — сама сочиняла мелодию на любимые стихи. Баузия Исхакова участвовала  во многих сельских и районных концертах, выступала и на фестивалях и конкурсах, удостоена множества наград и дипломов — за победу на Всесоюзном фестивале народного творчества в Казани, где она не только пела, но и участвовала с вышивками в номинации “декоративно-прикладное искуство”, за участие в ежегодном районном фестивале «Мои года — мое богатство» и районном конкурсе “Минута славы” и многих-многих других. Баузия Нажметдиновна также награждена Благодарственным письмом губернатора Астраханской области как участник конкурса “Имена земли Астраханской” за огромный вклад в развитие и процветание нашего края, благодарственными письмами от администрации Приволжского района и Татаробашмаковского сельсовета за активную деятельность по возрождению, сохранению и пропаганде народной культуры. В 2017 году в Казани вышла книга “Астраханские татары” в серии “Национально-культурное наследие”, в ней есть статья о Баузие Исхаковой, записаны с ее слов старинные народные татарские песни, а еще — много фотографий с ее вышивок.

И сейчас Баузия Исхакова продолжает заниматься любимым увлечением — вышивкой, ведет активную жизнь, с удовольствием еженедельно посещает клуб общения пожилых людей “Аулак-ой” в Татаробашмаковской библиотеке, где делится воспоминаниями о своей долгой и такой интересной жизни и поет родные песни.

А. Давитьян

Раздел: НАШИ УМЕЛЬЦЫКомментарии отключены

Кто сказал, что на пенсии жить скучно?!

Когда заходишь в дом Нины Бормотовой в селе Евпраксино, попадаешь даже не в музей, а в некий волшебный мир. Здесь на картинах цветут цветы, вышитые лентами, краснеют  гроздья рябины, переливаются всеми цветами радуги гордые павлины и буквально выглядывают из рам коты, написанные цветной шерстью, а на полках стоят куклы, несущие настроение, потому что сделаны своими руками. Все это и многое другое — мир увлечений Нины Валентиновны. И даже трудно поверить, что впервые она начала заниматься творчеством уже на пенсии.

Нина Бормотова родилась в 1948 в Свердловске в семье Валентина Ильича и Зои Николаевны Чуриевых. Когда ей было четыре года, семья переехала в Астрахань. Здесь Нина окончила школу, потом — учетно-кредитный техникум и всю жизнь проработала бухгалтером в разных организациях. С мужем, Геннадием Бормотовым, вырастили двух дочерей. Геннадий Афанасьевич служил в органах внутренних дел, в отставку вышел в звании подполковника. И вот в 1999 году Бормотовы решили переехать из города в село. Купили дом в Евпраксино. “Здесь у нас и дом просторный, и свой сад-огород, и воздух тут — не сравнить с загазованным городом”, — говорит Нина Валентиновна.

Увлечение рукоделием у Нины Бормотовой началось с выходом на пенсию, в 2010, когда она была в санатории в Сочи. “Рукоделие мне нравилось всегда, но как зрителю, даже не думала, что когда-нибудь смогу сама сделать что-то подобное, — говорит Нина Валентиновна. — И вот в санатории моя соседка, которая вязала крючком очень красивые вещи, уверила меня, что этому можно научиться, и стала показывать мне секреты своего мастерства. Конечно, получаться начало не сразу, бывало, начну что-то вязать, да и распущу, не понравится. Но со временем очень увлеклась. Уже дома стала выписывать журналы по вязанию. Стала вязать не только предметы одежды, но и кукол. Основу куклы набиваю синдепоном, а потом одеваю куклу в наряды собственного сочинения”. Узнав об увлечении Нины Бормотовой рукоделием, тогдашний директор Дома культуры Валентина Пугатова пригласила ее на занятия вышивкой лентами в творческое объединение “Мастерская чудес”, которое вела Наталья Максимова — мастер из Астрахани. И это занятие увлекло Нину Бормотову: “Мир вышивки многогранен и разнообразен. Есть масса техник, способов и приемов, которые дают большой простор для воплощения любых творческих замыслов. Атласные и шелковые ленты разной ширины позволяют изобразить любой цветок!  Еще одним из необычных приемов является французский узелок. Он получается  из обвития нити вокруг иглы, его размер зависит от толщины иголки и количества витков. Поэтому более крупный элемент получается в результате большего количества обвитий. Разные по величине узелки используют в вышивке для придания объема картине. Цветы, вышитые с применением этой техники, приобретают фактуру и объем — крупные узелки используют для вышивки бутонов и тычинок, а мелкими узелками вышивают цветы и соцветия второго плана”.

Среди кукол Нины Бормотовой есть не только связанные крючком, но и куклы-шкатулки. Здесь используется кукла  “Барби”, точнее, ее верхняя часть. Основой шкатулки становится любая подходящая емкость или коробочка. Ее обтягивают тканями, сверху устанавливается основа от “Барби”. И все это одевается в изысканный наряд собственного дизайна и шитья! Часто это одежда разных эпох -  пышные юбки, кружева, корсеты, шляпки и украшения.

Уже упомянутые портреты котов выполнены в технике “живописи цветной шерстью”, ее Нина Валентиновна освоила на Ремесленном подворье под руководством Людмилы Вильдановой.

Особое место в коллекции Нины Бормотовой занимает связанное ею белоснежное платье к золотой свадьбе. “Вязала его полгода, вложила частичку души и сердца. Считаю, что нити, из которых связано платье, символизируют нити судьбы, которые связали наши с мужем жизни”, — говорит Нина Валентиновна. Это платье, к которому прилагаются еще палантин и шапочка, а еще и связанная Ниной Бормотовой карта Астраханской области, стали экспонатами областной выставки творчества пенсионеров “Эстафетой прошлого мы утверждаем будущее”, которая проходила в 2017 в Краеведческом музее, и произвели без преувеличения фурор!

Кстати, работы Нины Бормотовой не раз участвовали в выставках. В 2013 году Нина Валентиновна стала обладателем первого места на районной выставке ДПИ “Дары осени”, в 2015 удостоена Диплома второй степени на районной выставке ДПИ “Пасхальные мотивы”.  В 2016 Нина Бормотова стала дипломантом первой степени районного фестиваля-конкурса “Село талантов” в номинации “ДПИ”, а в 2017  — победителем районного этапа областного фестиваля народного творчества “Души серебряные струны”.

Поддерживает увлечение Нины Валентиновны вся ее семья, с оформлением работ помогает муж, а старшая внучка, Валерия, с детства увлеклась творчеством, а теперь она — дипломированный дизайнер.

Пример Нины Бормотовой показывает, что и на пенсии можно жить очень интересно, развивать свои способности, создать свой мир увлечений.

А. Давитьян

Раздел: НАШИ УМЕЛЬЦЫКомментарии отключены

Она не стоит на месте, она всегда в движении

Вероника Сулейманова — помощник председателя правления региональной общественной организации “Ассоциация развития и сохранения культуры татар Астраханской области”. У нее экономическое образование, сейчас получает второе высшее — юридическое.
Со студенческих лет Вероника занимается общественной деятельностью по национальной тематике, принимает активное участие во всевозможных форумах, акциях. В декабре 2018 в Астраханской филармонии прошёл Губернаторский бал для молодых астраханцев, которые вели активную работу в различных сферах на благо нашего региона. Врио губернатора Сергей Морозов наградил самых активных представителей молодёжи за выдающийся вклад в развитие государственной молодежной политики на территории Астраханской области. Среди 22 награжденных была и Вероника, ей Сергей Морозов за работу в Ассоциации вручил Благодарственное письмо. Есть в личности Вероники и еще одна яркая грань — с детских лет она увлечена творчеством. Об этом ее увлечении и расскажем сегодня в нашей рубрике.

Вероника
Вероника Сулейманова родилась в декабре 1990 года в Астрахани. “Я наполовину русская, наполовину татарка, обе культуры мне близки, традиции обоих народов я почитаю, помню, ценю и уважаю”, — говорит Вероника. Ее мама всегда любила шить, и Вероника с трех лет начала перенимать у мамы навыки шитья, стала шить платья для кукол. А с семи лет взялась и за бисер, вышивала орнаменты, украшала платья. С годами увлечение бисером только развивалось. Вероника стала делать стильные авторские украшения — броши. Броши Вероники сделаны с фантазией и большим вкусом. Это и птицы, и цветы, и знаки зодиака. Каждая брошь — не только стильный аксессуар, дополняющий образ и придающий элегантность, а имеет и символическое значение. Например, яркая, переливающаяся оттенками брошь “Гранат”. Издавна люди считали гранат символом любви и талисманом всех влюбленных. Своим талисманом гранат считали не только влюбленные, но и люди искусства: художники, музыканты, поэты, актеры. В общем, все те, чей успех зависит от вложенной в творчество страсти. Или брошь “Снегирь” — эта маленькая и красивая птичка способна пролететь большие расстояния, преодолевая холод и непогоду. Снегирь — это стремление к цели, несмотря на все капризы природы, невероятная сила духа. А брошь “Золотая Рыбка”, конечно же, помогает исполнению желаний! Для брошей Вероника использует стеклянные рондели, японский и чешский бисер, кристаллы Сваровски, жемчужную канитель, родированную фурнитуру. Кстати, родий относится к металлам платиновой группы, он в 10 раз дороже золота, не темнеет и сохраняет блеск. Все закрепляется на основе из кожи. Недавно Вероника Сулейманова прошла мастер-классы по работе с ювелирным бисером, теперь ее украшения станут еще изысканнее. “Любая работа с бисером требует внимательности, усидчивости, острого глаза и точности движений. Но при работе с ювелирным бисером эти требования еще более высоки, — рассказывает Вероника. — Главная особенность ювелирного бисера в его небольшом размере — диаметр внутреннего отверстия не превышает 1,5 мм. Ювелирные бусинки не только малы, но еще и отличаются высочайшим качеством — они изготавливаются на высокоточном оборудовании и имеют одинаковый цвет и размер, а потому и стоит такой бисер гораздо дороже. Есть и ювелирный бисер с золотым и серебряным напылением, что дает еще больший простор для фантазии и воплощения творческих замыслов”.
Многогранная натура Вероники не ограничивается одним видом декоративного творчества. Она с увлечением делает и шкатулки, и кукол. От детских кукольных платьев увлечение Вероники развилось до создания авторских кукол. Причем, Вероника любит, чтобы ее произведение имело и какое-то практическое значение. Например, кукла-шкатулка. В основе такой шкатулки — любая лёгкая емкость из любого материала — пластмассовая круглая банка или чашка — все, что может оказаться под рукой, и, конечно, сама кукла, например, Барби, точнее, только верхняя ее часть. А еще — отрезы ткани для внутренней подкладки и украшения самой куклы, синтепон, кружева, атласные ленты. И главное — увлеченность… Часто Вероника одевает своих кукол в национальные костюмы. Кстати, в 2014 Вероника представила кукол на выставке игрушек ручной работы “Мир Детства” студии дизайна “Ar Tais” и стала победителем. От кукол Вероника перешла и к интерьерным игрушкам. В отличие от игрушки обычной, интерьерная игрушка может быть и объектом игр, и украшать дом. Может возникнуть вопрос: «А зачем, собственно говоря, заморачиваться? Повесил любую игрушку на стену — вот тебе и интерьерная игрушка». Так, да не совсем. Интерьерная игрушка отличается рядом особенностей, которые делают её действительно интерьерной: повышенная эстетичность; она заранее создаётся с целью украшать дом; интерьерная игрушка отличается собственным стилем. А делаются такие игрушки из чулок с наполением синтепоном, а потом одеваются так, как подскажут фантазия и вкус автора.
Очень трогательной темой в творчестве Вероники Сулеймановой стали и шкатулки «Мамины сокровища». У каждой мамы есть свои собственные сокровища: бирочка ребенка из роддома, первый молочный зубик, локон волос. Для таких сокровищ требуется подходящее место — уютное и красивое. В общем, созданием таких сокровищниц и занимается Вероника.
Мы рассказали о самых главных, но далеко не о всех увлечениях этой эмоциональной, позитивной девушки. Но и этого достаточно, чтобы показать ее любовь к творчеству, добрую энергетику и трудолюбие. А лучшим завершением этого рассказа будут слова самой Вероники Сулеймановой: “Для меня важно получать удовольствие от каждого прожитого дня, я стараюсь выжимать по максимуму. Сейчас я наслаждаюсь периодом становления, моя работа, творческая и общественная деятельность успешно развиваются, я не стою на месте и всегда в движении. И самое главное — мое окружение, те люди, которые мне близки, я ценю и дорожу этими отношениями, они делают мою жизнь ярче”. Пожелаем Веронике удачи и новых свершений!
А. Давитьян

 

Раздел: НАШИ УМЕЛЬЦЫКомментарии отключены


    Май 2024
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Мар  
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031 

    Рубрики

    Свежие комментарии

    Страницы

    Яндекс.Метрика