По законам РФ, каждый магазин несет ответственность перед потребителями товаров и обязан вести бизнес, не нарушая прав потребителей.
В обязанности магазина перед клиентами по отпуску товара входит:
1. Верно указывать цену на товар и следить за тем, чтобы на ценнике всегда стояла стоимость.
2. Не продавать уцененный товар по предыдущей цене.
3. Всегда следить за соответствием цен на прилавке и кассе.
4. Оплачивать компенсацию за понесенные убытки покупателю, при выявлении несоответствия цены на ценнике и в чеке.
5. Просроченные товары не должны продаваться в магазине даже по закупочной цене.
6. Торговые представители обязаны предоставить покупателю полный список цен и чек с полным перечнем товаров, ценой и их количеством.
Это далеко не весь список, но основной.
Как обманывают покупателей на ценах
Магазины, в которых промышляют обманом покупателей на ценах, долго не задерживаются на конкурентном рынке. Зачастую несоответствие цен сразу выявляется. В зале цены могут быть указаны, верно, а вот на кассе выходит совсем другая стоимость. Почему?
1. Кассир пробивает товар два раза.
2. Цена при приемке товара была, допустим 30 рублей, ее внесли в список для продажи по 45, а на ценнике указали 35. Таким образом, 10 рублей с каждого проданного товара идет в излишки.
3. Товар продавался по одной цене, затем на него сделали скидку. Цену продавцам поменять необходимо, и она стоит. А вот на кассе этот товар продают по цене без акции, такие случаи часто встречаются при покупке мелких товаров.
Если цена на ценнике не соответствует реальной, то покупатель в праве требовать купить товар по ценнику.
Возможны случаи, когда продавцы просто ошибочно ставят цену, но это тоже нарушение прав потребителей. Покупатель не должен нести убытки из-за ошибок продавцов.
Ответственность несет магазин или продавец
Возникают спорные моменты не только среди покупателей и продавцов-кассиров. Работники магазина зачастую становятся заложниками ситуации, когда неграмотное вышестоящее руководство обманывает работников. При выявлении случаев несоответствия цен, увольняют и обвиняют сразу кассиров и продавцов. В таких случаях, опираться нужно только на законы и при желании можно доказать свою невиновность. Однако, такие случаи крайне редки. Чаще всего, все работники магазина действуют сообща.
Ответственность несут все за обман покупателей и воровство денежных средств, с целью личного обогащения.
Что делать покупателю в такой ситуации и куда обращаться
В первую очередь, необходимо ознакомиться с законами, которые позволят вам отстоять свою правоту в конфликтной ситуации. Ведь в магазине наотрез будут отрицать свою вину. Покупатель вправе потребовать возместить ущерб (в виде денежной компенсации), в двойном размере. Если персонал отказывается это сделать, то стоит напомнить им о законных правах потребителей УК РФ:
√ ст. 426 ГК РФ
«Торговое предприятие не может поменять ценник для покупателя, если выявлено несоответствие цены»
√ п.2 ст. 10 ЗПП
«Цена – это обязательный пункт для информирования покупателя»
√ п.1 ст. 10 ЗПП
«Продавец должен своевременно и в полном объеме информировать потребителя о товаре»
√ п.11 ч.1 Постановление №55
Магазин обязан печатать правильные ценники: с одной стоимостью и полным наименованием товара.
Если вы заметили разную цену и, сообщив об этом продавцу, он соглашается продать товар по верной стоимости, объяснив это ошибкой, то начинать отстаивать свои права не придется. А вот в противоположной ситуации, когда вы слышите прямой отказ или еще хуже того, заметили в чеке завышенную цену, то необходимо обязательно разобраться в данной ситуации.
Нужно зафиксировать нарушение прав потребителей, сфотографировать цену, снять на видеокамеру происходящее, записать разговор на диктофон и сохранить чек.
Вы можете оставить отзыв в книге жалоб, которую подменить нельзя. У каждой книги жалоб имеется свой регистрационный номер, ее проверяет Роспотребнадзор и фиксирует правонарушения. Отзыв может прочесть владелец магазина, который наверняка не заинтересован в происходящем, ведь на кону репутация или большой штраф.
Если в такой момент вы находитесь в магазине не в одиночестве, то попросите при продавцах друга, стать свидетелем обмана.
Куда обращаться и как правильно составить заявление
Если вам отказывают вернуть деньги от разницы в цене, хамят, и категорически отрицают свою вину, то стоит предпринять более жесткие действия:
1. Написать заявление в полицию. Даже если полиция проведет обычную проверку, то для вас факт заявления станет плюсом при обращении в другие органы власти.
2. Написать заявление в прокуратуру.
3. Обратиться в Роспотребнадзор или отправить заявление онлайн, по почте, написать от руки лично посетив специалистов.
4. Подать в суд на магазин и просить возмещения материального ущерба.
Обычно, заявления с жалобой в Роспотребнадзор достаточно, специалисты проводят тщательные проверки магазина, а за нарушение прав потребителя выписывают штрафы.
Какое наказание положено нарушителю прав потребителей
Штраф за нарушение прав потребителей:
√ В чеке пробит другой товар, которого покупатель не брал, а цена выше, в этом случае платит директор штраф до 1 000 рублей, и весь магазин получает штраф до 10 000 рублей;
√ За несоответствие цены в чеке и на ценнике, продавец заплатит из своей зарплаты от 3-5 тысяч рублей. Директор платит за себя и за свою фирму два штрафа: первый от 10-30 тысяч, второй от 20-50 тысяч рублей;
√ Обманная акция, где объявлено снижение цен на определенный процент или сумму, а товар продается по всей стоимости: директор заплатит от 10-20 тысяч за себя, и вся организация будет оштрафована на 100-500 000 рублей.
Обращаясь в суд, истцу приходится тратить деньги на адвоката, заявление, госпошлину и т.д. Но, если суд будет выигран, то моральный и материальный ущерб будет возмещен, а еще и затраты за судебные расходы, обязан будет возместить ответчик.
Вот такие крупные неприятности, может нажить себе любой магазин, нарушающий права потребителей.
Плесункова Ю.В., старший специалист 1 разряда по защите
прав потребителей ТО Управления Роспотребнадзора
Свежие комментарии