Схема 1
Звонки от имени банков
- Добрый день, Мария Николаевна. По вашей карте в другом регионе совершена операция. Вы не теряли карту?
- Ой, не знаю, сейчас посмотрю…
- Да, посмотрите и назовите номер карты. Нам нужно сверить данные.
Подобный диалог для держателя карты – начало пути к потере денег.
Звонки, в которых у вас выспрашивают персональные данные или подробности о банковской карте, бывают только от мошенников.
При дистанционном обслуживании настоящим работникам банка не требуются данные клиента. Кроме того, ни сотрудники банков, ни любой другой организации не имеют права интересоваться у вас одноразовым паролем, кодом подтверждения операции, пин-кодом или СVC.
Схема 2
Звонки с сообщениями о выигрышах, лотереях, бонусах
- Добрый день! У нас новогодняя лотерея. Вы выиграли приз. Приезжайте, забирайте. Если вам неудобно, мы отправим почтой, говорите фамилию и на всякий случай номер карты, чтобы приз был закреплен за вами.
Устраивайте чудеса себе и своим родным сами. И не верьте странным звонкам о выигрышах.
Схема 3
Звонки от имени государственных ведомств и организаций
- Здравствуйте! Вы являетесь пенсионером, вам положена выплата. Для ее получения подтвердите нам информацию о себе. Обрадовавшись, вы вовлекаетесь в разговор, и вас ничего не настораживает, а зря… Это мошенническая схема.
Схема 4
Банковская ячейка
Вряд ли кто-то из нас с ходу может объяснить, что такое банковская ячейка. На это и рассчитывают мошенники.
- С вашего счета списывают деньги. Давайте срочно обезопасим их и положим в банковскую ячейку. Называйте данные карты и CVC-код.
И это лишь несколько схем.
Согласно данным Банка России, в период с августа 2018 года по сентябрь 2019 97% хищений со счетов физических лиц были совершены с использованием приемов социальной инженерии. Это значит, что люди под психологическим давлением махинаторов сами выдавали информацию о себе и своей банковской карте, обеспечивая доступ к своим счетам.
С учетом этих рисков люди могут думать, что платежные карты, например, небезопасны. А ведь украсть наличные из кошелька гораздо проще, чем деньги с карты. На самом деле, поменялось только пространство, скажем так, хищений. Теперь интерес преступников – это банковские карты, а не кошельки, как 20 лет назад. А охотники за чужими деньгами были всегда. И многое зависит от нашей финансовой грамотности.
Все способы мошенничества основаны на получении данных о карте и ее владельце: ПИН-кода, трехзначного кода проверки подлинности банковской карты, CVV/CVC-кода, который наносится на оборотной стороне карты на полосе для подписи держателя, логина, пароля и иных кодов, которые могут быть использованы для доступа к системе Интернет-банкинга, а также кодового слова, паспортных данных. Поэтому задача держателя карты — беречь свою персональную информацию и данные карты, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать ее.
М. Куртникова, пресс-секретарь Отделения “Астрахань” Южного ГУ Банка России
Свежие комментарии