На защите граждан, закона, государства

В нашей стране с 2014 года 25 июля отмечается День сотрудника органов следствия Российской Федерации, установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Этот День — профессиональный праздник сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ.

Выбор даты праздника определило одно историческое событие. Именно 25 июля в 1713 году указом Петра I был учрежден первый специализированный следственный орган России — Следственная канцелярия, которая стала первым государственным органом в стране, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия.

Идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. Руководителем Следственной канцелярии был назначен гвардии майор Семёновского полка Михаил Иванович Волконский. Канцелярия вела расследования опасных коррупционных деяниий, посягающих на основы государственности: взяточничества, казнокрадства, служебных подлогов, мошенничества. По сути, Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Так, в начале XVIII века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности. После смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.

До середины XIX века расследованием преступлений занимались различные структуры — полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния. В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже данная судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к Следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938 — 1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963 году — и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел). Лишь в 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О Прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством.

Окончательное возвращение модели следственных органов к «петровской» системе произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет президент России, а председатель Следственного комитета назначается президентом без одобрения органа законодательной власти. Таким образом, в настоящее время Следственный комитет РФ (СК России) подчиняется непосредственно главе государства и не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. А дата 15 января отмечается как День образования Следственного комитета РФ. Независимость же СК России создала предпосылки для более эффективной борьбы с коррупцией, в том числе и в высших органах исполнительной и законодательной власти.

Так шесть лет назад Следственный комитет Российской Федерации начал свою работу как самостоятельное силовое ведомство. Первым шагом к появлению одной из самых влиятельных и открытых для общества силовых структур стало разделение надзорной и следственной функций органов прокуратуры. Эффективность правоохранительной деятельности СК послужила основанием для расширения с 2012 года его компетенции путем включения в подследственность всех уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, а также — совершенных несовершеннолетними и в отношении них.

Органы Следственного комитета России стараются во всем быть первопроходцами и лидерами. На вооружении экспертов-криминалистов Следственного управления по Астраханской области — новейшее криминалистическое оборудование, которое помогает раскрывать самые запутанные преступления, обнаруживать и идентифицировать любые следы злодеев. Следственный комитет России и его структурные подразделения по субъектам делают серьезные шаги для того, чтобы оставаться одной из самых открытых, прозрачных и доступных для населения правоохранительных структур. На официальном сайте Следственного управления по Астраханской области активно работает интернет-приемная, где жители региона размещают сигналы о нарушениях закона, в том числе — сообщения о преступлениях коррупционной направленности. Поступают обращения граждан также на телефон доверия.

Следственное управление по Астраханской области за эти шесть лет доказало, что его сотрудники — профессионалы, которые душой болеют за свое дело и твердо стоят на защите интересов граждан, закона и государства. В частности, Приволжским межрайонным следственным отделом Следственного управления Следственного Комитета РФ по Астраханской области в текущем году возбуждено 82 уголовных дела, из них 7 — коррупционной направленности, 5 — об убийствах и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. Ведется активная работа по расследованию и раскрытию преступлений прошлых лет.

Приволжский межрайонный следственный отдел Следственного управления по Астраханской области и впредь будет вести активную работу по борьбе с преступностью в районе, не снижая темпы борьбы с коррупцией, держать на особом контроле защиту прав и интересов несовершеннолетних, воспитывать достойные кадры и предоставлять максимально возможный доступ общественности к деятельности следственных органов.

Д. Трусов, руководитель Приволжского межрайонного следственного отдела, майор юстиции

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика