Раздел | Общество

Закон и порядок

Административная ответственность за нарушения
законодательства о выборах и референдумах

Проведение свободных и демократических выборов невозможно без строгого следования требованиям законодательства. Административная ответственность в данной сфере призвана воздействовать на правонарушителей не только из числа граждан, рядовых избирателей, но и из числа специальных субъектов – должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, председателей и членов избирательных комиссий и других уполномоченных лиц, в той или иной форме участвующих в избирательной кампании.

Выборы всех уровней ставят своей целью формирование органов государственного и муниципального управления. Любое отступление от соблюдения требований закона, регламентирующего их проведение, может повлечь за собой искажение волеизъявления народа и нарушение конституционных прав неограниченного круга лиц.
Первоосновой для установления ответственности выступают Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Одним из принципов проведения выборов любого уровня выступают гарантии прав граждан РФ при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума.
В свою очередь ст. 5.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления об ошибках в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума. Следует отметить, что возбуждать дело по данной статье вправе только прокурор.
Важной стадией избирательного процесса является предвыборная агитация либо агитация по вопросам референдума. Агитационный период установлен законом. Запрещено проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, к примеру, в воинских частях, военных организациях и учреждениях, а также помещениях для голосования. Ответственность за проведение предвыборной агитации, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, предусмотрена ст. 5.10 КоАП РФ.
Нельзя обойти вниманием и вопросы административной ответственности, касающиеся организации голосования. Ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 5.22 КоАП РФ: “незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме”, образуя в настоящее время два самостоятельных состава, закрепленные в частях 1 и 2.
Ответственность за правонарушения в области выборов и референдумов также установлена статьями 5.6, 5.8, 5.17, 5.18, 5.19, 5.23, 5.24, 5.25, 5.45, 5.50-5.52, 5.56 и 5.58, ч. 1, КоАП РФ и др.
Рассматриваются все обозначенные выше дела исключительно судьями.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год. По данной категории возможно также проведение административного расследования. Основанием для проведения данной процедуры ст. 28.7 КоАП РФ определяет осуществление экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Например, почерковедческой экспертизы в случае, предусмотренном ст. 5.46 КоАП РФ (подделка подписей избирателей), а также опроса большого количества свидетелей, истребования документации, установления и розыска лица, совершившего правонарушение, например уничтожившего или повредившего агитационные печатные материалы (ст. 5.14 КоАП РФ).
Таким образом, грамотное применение избирательными комиссиями, судами, иными органами власти положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, строгое и беспрекословное соблюдение избирательного законодательства гражданами во многом позволяют держать под контролем законность избирательного процесса, а следовательно, обеспечивать честность и легитимность выборов.
Е.В. Лазарева, Д.С. Князев, помощники прокурора района
Уголовная ответственность за нарушения избирательного
законодательства

В период избирательной кампании вопросы обеспечения защиты избирательных прав граждан становятся наиболее актуальными в связи с тем, что нарушения избирательного законодательства посягают на общественные отношения в сфере реализации непосредственной демократии. Необходимо отметить, что проблема нарушения избирательных прав граждан постоянно находится в центре внимания прокуратуры Приволжского района.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В этой связи уголовно-правовой защите подлежат гарантированные Конституцией свободное и равное осуществление гражданами своих избирательных прав, прав на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.
Законодательством РФ установлена и уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства, которая наступает за совершение общественно — опасного деяния, причинившего существенный вред общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательного права. Также ответственность предусмотрена за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссии (ст. 141 УК РФ), нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ), фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов соответственно (ст. 142 УК РФ), а также фальсификацию итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ). Ответственность за совершение указанных преступлений варьируется от штрафа до 5 лет лишения свободы.
В случае нарушения избирательного законодательства граждане вправе обратиться в избирательную комиссию соответствующего уровня, а также в прокуратуру Приволжского района за защитой нарушенных прав.
Г.А. Канатова, и.о. заместителя прокурора района

Комментарии закрыты.

    Сентябрь 2015
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Авг Окт »
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930 

    Рубрики

    Свежие комментарии

    Страницы

    Яндекс.Метрика